aif.ru counter
Марина Обревко 0 763

Без быстрых ответов. Писатель Водолазкин о литературе и ее пророчествах

По статистике, 32% россиян, как и прежде, книг вообще не читают. Почему - рассуждает историк и писатель Евгений Водолазкин.

Писатель Евгений Водолазкин.
Писатель Евгений Водолазкин. © / Александр Матвеев / АиФ

Незадолго до Дня филолога в Калининград на XVI фестиваль «С книгой - в 21 век» приезжал Евгений Водолазкин, известный российский литературовед. О будущем отечественной литературы и повальной безграмотности населения с автором романов «Соловьев и Ларионов», «Лавр», «Похищение Европы» побеседовал журналист «АиФ-Калининград».

Взгляд с высоты

Марина Обревко, KLG.AIF.RU: - Отечественная литература несколько десятилетий пребывала в кризисе. Есть подвижки?

Евгений Водолазкин: - Мне представляется, что у современной литературы неплохие шансы, потому что сейчас относительно спокойное время. В такие периоды к литературе относятся с большим вниманием, чем во времена исторических катаклизмов - революций, войн, когда действительность интереснее литературы. Увы, я не могу сказать, что сейчас стали больше читать. По статистике, 32% населения вообще не читает. Зато оставшаяся часть населения стала читать книги более высокого  уровня. А в 90-е годы и в начале двухтысячных литература была  слегка маргинальной. Общество было в истерике, ему было не до изысков.

- Быть может, произведения таких популярных в девяностые годы авторов, как Пелевин и Сорокин, были своего рода барометром, который показывал градус всеобщего смятения?

- Вы правы, и мы должны быть им благодарны за литературный памятник смутной эпохи. Знаете, тогда литература проигрывала публицистике, она не могла быть настолько мобильна. Требовались немедленные ответы на вопросы, а литература таких ответов дать не может. Литература - это взгляд на происходящее с высоты птичьего полёта.

- Ваш самый известный роман «Лавр» - погружение в далёкое прошлое Руси. Что предопределило такой интерес к истории?

- Древняя Русь в моём романе - фоновый образ. Разумеется, я старался не допускать ошибок в описании Средневековья, но постарался «потушить» его, чтобы оно не занимало специального места. В первую очередь меня интересовал человек - как и при каких обстоятельствах он может проявить свою сущность: самоотверженность, преданность, любовь.

- Своим учителем вы называете академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Какое влияние он на вас оказал?

- Он по-настоящему открыл для меня мир Древней Руси. Помню, как впервые увидел его  осенью 1986 года. Меня ему представили, я трепетал. А после этой мимолётной встречи сразу оказался на банкете, посвящённом восьмидесятилетию Дмитрия Сергеевича. У нас всегда в таких случаях готовились капустники. Лихачёву он очень понравился. Он даже прослезился и сказал: «Как хочу вас всех обнять!».

Дмитрия Сергеевича называют «совестью русской интеллигенции». И он действительно таким был, да и является, потому что человек со смертью не исчезает. Другое дело, что он относился к пафосным эпитетам очень здраво. Был весьма самоироничен. Когда в Академии наук праздновалось его 90-летие и звучало множество пафосных дифирамбов, он встал, улыбнулся и сказал: «Здесь прозвучало так много лестного, что можно и воспарить. Но меня оправдывает лишь одно обстоятельство. Я так стар, что меня уже невозможно испортить».

Душа болит

- Вы выросли в Киеве. Как воспринимаете события на Украине последних двух лет?

- Для меня Украина и Россия всегда были единой страной. И у меня разрывается сознание, когда разрывают на две части одну великую страну. Это больно.

- Сегодня одним из национальных героев Украины «назначен» гетман Мазепа. Вспоминаются слова Александра Пушкина о нём:  «Что кровь готов он лить как воду, что презирает он свободу». Великая литература нас ничему не научила?

- Пророчества, которые в ней содержатся, всегда потрясают. Булгаков в «Белой гвардии» гениально предвосхитил сегодняшнюю трагедию Украины. Так же, как и Пушкин в «Полтаве». Но все гражданские войны не вечны, как учит нас история.

Где ставить ударение?

- Акция «Тотальный диктант», зародившись несколько лет назад в Новосибирском университете, распространилась по всему миру, превратившись в новый ликбез. Как вы думаете, в чём секрет популярности «Тотального диктанта»?

- Это не механическая диктовка, а ещё и процесс обучения. В некоторых городах за несколько месяцев, в других - за несколько недель производилось бесплатное обучение, разбирали орфографические и синтаксические сложности. В прошлом году диктант писали сто тысяч человек, в этом - сто пятьдесят. Это форма любви к родному языку.

Акция «Тотальный диктант» направлена на развитие культуры грамотного письма
Акция «Тотальный диктант» направлена на развитие культуры грамотного письма. Фото: Официальный сайт ОГУ

- Отрывок из вашего нового романа «Авиатор» зачитывали на «экзамене». Почему выбар пал на него? 

- Мне кажется, сейчас художественное повествование уместнее. В диктант вошли три фрагмента о Петербурге, общее их название - «Волшебный фонарь». Так назывался предшественник диаскопа, который показывал картинки - города или пригорода, Финского залива.

- Тем не менее наши соотечественники изысками речи не блистают.

- Говорят довольно плохо, к сожалению. Особенно это горько слышать из уст журналистов, которые обязаны говорить хорошо. За прошедшую пару недель я вдруг с изумлением услышал на центральных телеканалах слово «искра» с ударением на «а». Это грубейшая ошибка, и я ещё понимаю, если бы её допускал, к примеру, электрик. Но когда это говорит журналист, остаётся только руками развести. Раньше это было невозможно и расценивалось как удар по репутации.

- А как вы воспринимаете повальное увлечение интернет-сленгом?

- Интернет-язык - явление вчерашнего дня. Сегодня это уже не круто.

- Уже не первый десяток лет ненормативная лексика прочно завоевала позиции и в литературе, и на подмостках. В соцсетях это вообще стало обычным делом. Вас это шокирует?

- Ненормативная лексика - часть русской лексики. Я категорически против мата как постоянного языкового фона. Но если на вас что-то свалилось сверху или вы огорошены каким-то сообщением - это отличная анестезия. Я могу в экстремальных ситуациях позволить себе крепкое словцо. Диалог грузчиков невозможно передать языком Малого театра. Мат - очень выразительное средство, но хорош лишь как порция крепкого перца. 

Справка
Евгений Водолазкин родился 21 февраля 1964 году в Киеве. Окончил филологический факультет КГУ им. Т. Г. Шевченко. Работает в Институте русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Доктор филологических наук. Его роман «Соловьёв и Ларионов» вошёл в шорт-лист премии «Большая книга» (2010). Следующий роман - «Лавр» удостоен этой премии в 2013 году. В 2015 году стал автором текста «Тотального диктанта». Живёт в Санкт-Петербурге.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Почему в Калининграде гибнут каштаны?
  2. Как проверить наличие долгов за свет при покупке квартиры?
  3. Когда закончится реконструкция променада в Светлогорске?
  4. Где в Калининградской области самый дорогой тариф на отопление?
  5. Как рассчитывается размер компенсации взноса за капремонт?
  6. Что делать жильцу, передавшему неверные показания счетчика на горячую воду?

Нужно ли возобновлять режим МПП между Калининградской областью и Польшей?