Марина Обревко 0 79

Анатомия аншлага. Старейший театр Калининграда отметил юбилей

Театр - это то искусство, которое в первую очередь учит быть человеком, чувствовать и сопереживать.

Драмтеатр Калининграда не перестает удивлять своего зрителя новыми постановками.
Драмтеатр Калининграда не перестает удивлять своего зрителя новыми постановками. © / Геннадий Филиппович / Драмтеатр Калининграда

В начале ноября Калининградский областной драматический театр отметил свое 70-летие. Журналист «АиФ-Калининград» побеседовал с художественным руководителем Михаилом Андреевым о том, как совмещать на сцене развлечение и размышление, нужна ли в современное время цензура и кто наш национальный герой.  

Поплакать, посмеяться, подумать

Марина Обревко, KLG.AIF.RU: - Михаил Анатольевич, уже много лет в театре отсутствует главный режиссёр. Каждый очередной приглашённый постановщик - кот в мешке. Не тяжело ли в такой неопределённости?

Михаил Андреев
Михаил Андреев Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Михаил Андреев: - Неопределённость была на всех этапах существования театра. И тогда, когда он был режиссёрским и безграничная власть была сосредоточена в руках одного человека. И тогда, когда был актёрским. И сегодня, когда он стал продюсерским и всем рулит менеджер. В настоящее время монополизировать руководство театром нереально. Наш зритель многообразен. Кто-то  хочет поплакать, кто-то - посмеяться, кто-то - подумать. Лишь продюсерский театр способен воплотить в жизнь все эти запросы.

- В случае с «подумать» сборы, как правило, невелики...

- Не соглашусь с вами. «Подумать» - это тоже касса. «Мастер и Маргарита» или «Маленькие трагедии» - разве не для думающей публики? На этих спектаклях всегда аншлаги.

- Но случались и провалы?

- Безусловно! Как, например, произошло со спектаклем «Терроризм» по братьям Пресняковым. Отличный материал, замечательный постановщик Сергей Щепицин из Санкт-Петербурга. Но зритель не принял: режиссёр переборщил с натурализмом и шоковыми сценами. А вообще, у каждого спектакля должен быть свой зритель, и мы обязаны его слышать. Должны помнить и об искушённом интеллектуале, и о том, кто не принимает концептуальных режиссёрских построений в духе «я так вижу».

- Говорят, зритель в театре - новый. Не только бабушки-театралки, но и молодёжь в мини-юбках. Стали свидания в его стенах назначать. Что происходит с публикой, как она меняется?

- Публика меняется с расширением репертуара. За последние 7лет количество зрителей увеличилось почти вдвое. Да, молодёжи много, и это важно для нас. Молодой зритель - более изощрённый, требовательный. Впрочем, публика нас любит и часто снисходительна к явным промахам.

- Театр Представления мало-помалу вытесняет театр Переживания. Это нормально?

- Оба театра могут дружно сосуществовать. Сегодня в труппе есть и старая гвардия, для которой ближе театр Переживания, и молодёжь, которая с удовольствием осваивает новые формы.

- Как относитесь к обнажёнке и мату на сцене? Должна ли быть в современном театре цензура? 

- Я категорически  против цензуры. Меня возмущает ханжеский подход к искусству. Театр - это зеркало жизни, в которой есть и обнажёнка. Просто должен быть внутренний цензор, не позволяющий впадать в пошлятину и оскорблять чувства людей. 

- Вокруг скандала в «Гоголь-центре» продолжают кипеть споры. Интересно ваше восприятие этой истории...

- Мне не нравится, когда даже самые благие дела превращают в околополитический фарс. Государство давало деньги. Значит, вправе проверить, по делу ли они потрачены. Представлять этот контроль как гонения на творчество - чистой воды спекуляция. При том, что мастер имеет абсолютное право на своё видение. А вообще, есть театральные скандалы, которые я обожаю. Это скандалы в кассе за лишний билет!

Быть актёрам востребованными помогает малая сцена. Фото: Драмтеатр Калининграда/ Геннадий Филиппович

Хорошего бутафора не найти

- Большинство столичных театров работают на контрактной основе. Реально ли сохранить репертуарный театр с большой труппой?

- Быть актёрам востребованными помогает малая сцена. А ещё при её помощи мы решаем образовательные, экспериментальные задачи, привлекаем детей.

- Тем не менее всем 45 артистам надо выплачивать зарплату. Подросла ли она за эти годы?

- Сегодня средняя зарплата актёров - 27 тыс. руб. По сравнению с 7 тыс., которые были раньше,  - рост существенный. Хотя этого, конечно, недостаточно, учитывая реалии сегодняшнего дня.

- Впереди - Новый год. Подрабатывать артистам разрешаете?

- Не возражаем, когда актёр участвует в каких-то проектах, корпоративах. Конечно, если при этом не страдает его основная работа.

- Постановка среднестатистического спектакля тянет на 2-3 млн руб. Укладываетесь?

- Стараемся. А ещё платим очень приличные деньги Российскому авторскому обществу - порядка 8 % от проданных билетов. Это от 4,5 до 10 млн руб.  А продажа билетов составляет

80 % дохода. При том, что цена за билеты у нас варьирует от 250 до 650 руб.

- Да уж, с расценками гастролёров не сравнить…

-Это и обидно! Приезжает антрепризная труппа. Качество материала и постановки часто ниже всякой критики, но зритель идёт на эту халтуру, ведь в ней задействованы медийные лица. Невзирая на то, что средняя цена билета на эти спектакли - 2 тыс. руб.

- Будучи министром культуры, вы определяли культурную политику области. Какие её слабые места? Как относитесь к тому, что министерство стало «минкультуризмом»? 

- Министерство решает конкретные задачи времени. Сегодняшняя ключевая задача -  прорыв в экономике. Отсюда и соединение культуры и туризма. Главное, чтобы в процессе решения задачи культура не затерялась безвозвратно. Главная наша слабость - в том, что мы движемся по накатанной дороге. Технология семимильными шагами идёт вперёд, а культура за ней не поспевает. И, конечно, беда с подготовкой кадров. Скажем, хорошего художника-бутафора сегодня днём с огнём не найти.

- Отношение к немецкому наследию поделило общество на два лагеря. Вы на какой стороне? 

- Пожар раздувают там, где его нет. Искусство и архитектура не могут иметь идеологических границ. Сейчас мы готовим спектакль «Огни Ивановой ночи» по пьесе замечательного немецкого драматурга Зудермана, который  ставили и в Кёнигсберге. Мы ведь не назовём это ползучей германизацией, надеюсь?

- Россияне выбрали национальным супергероем Данилу Богрова из фильма «Брат». На втором месте - Илья Муромец, на третьем - Глеб Жеглов. О чём это говорит? 

- Опросы - штука относительная. Ну, с Ильёй Муромцем всё ясно: былинный герой, надёжный и бескомпромиссный. Это ответ на запрос времени. В этот же контекст вписывается характер Жеглова с его жёсткими принципами. Данила Богров? Спорный герой. Но опять-таки, отвечающий потребностям времени. Я голосовал за героев Шукшина - не пафосных, скромных, с небольшим матерком. Они не синтетические, они настоящие!

Досье
Михаил Андреев родился в 1959 г. в Калининграде. Окончил исторический факультет МГУ им. Ломоносова. Заслуженный работник культуры РФ. В 1996 - 1999гг. - депутат городской Думы Калининграда. В 1987 - 2002 гг. - директор городского Дворца творчества детей и юношества. С 2002 - 2005 гг. - начальник управления культуры администрации области. В 2006г. - министр культуры области. С 2010 года - худрук областного драмтеатра.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Какой хлеб полезен для здоровья?
  2. Кто оплатит долги за капремонт при смене собственника квартиры?
  3. Куда обращаться после присасывания клеща?
  4. Что известно о новом главе Калининградской области Антоне Алиханове?
  5. Сколько должен весить школьный портфель?
  6. Сократят ли время движения поездов на направлении «Калининград-Москва»?
  7. Как индексируется пенсия после прекращения работы?
  8. Почему в Калининградской области, добывающей нефть, нет бензинового завода?
Самое интересное в регионах

На что вы сдаете деньги в школе?