Евгения Бондаренко 0 881

Дары Балтики. Как политика, браконьеры и старый флот меняют цену на рыбу

1 марта официально началась весенняя путина. Рыболовецкие артели уже вышли на воду и обещают хороший улов. А покупатели гадают: подешевеют ли в этом году дары моря?

Первая салака пошла!
Первая салака пошла! © / Станислав Ломакин / АиФ

Калининградские рыбаки начали салачную путину. Цены обещают выставить ниже прошлогодних, но говорят, что на самом деле эта «социальная» рыба могла бы быть ещё дешевле. О том, что мешает сделать это, и как  политика влияет на квоты, журналист «АиФ-Калининград» побеседовал с заместителем председателя по флоту самого крупного рыболовецкого колхоза области Иваном Устиновым.

Специально для Балтики

Евгения Бондаренко, KLG.AIF.RU: - Долгое время квоты на вылов на Балтике определял Евросоюз. Чего в этих решениях было больше - науки или политики?

Иван Устинов: - В этом году общий допустимый улов (ОДУ) салаки в заливе наука увеличила до 4 тысяч тонн. Пять лет назад он был наполовину меньше. С 2010 года квоты постоянно уменьшали. К 2013 году на кильку для Калининградской области они составляли всего 25 тысяч тонн, на наш колхоз приходилось 8,4 тысяч тонн. Работы хватало только на 4 малых рыболовных траулера (МРТК). Суда тогда не строили, наоборот, компании банкротились и распродавали флот. В то же время калининградские учёные следовали указаниям ЕС и понижали ОДУ, хотя свои систематические исследования не делали, ссылаясь на недостаточное финансирование. Европейские исследователи говорили, что биомасса рыбы уменьшается, и квоты уменьшали.

Почему на самом деле они это делали? На Западе кильку, салаку  нигде, кроме Польши и Латвии, в пищу практически не используют. Перерабатывают на корм для пушных зверей и лососёвых, на муку. Считаю, из-за того, что мировой пушной рынок рухнул, ЕС стал понижать квоты, чтобы не было перепроизводства рыбной муки. Не исключено, что  это было ещё и политическое решение: понижение объёмов вылова грозило нам остановкой флота, потерей рабочих мест - такая игра.  

Но когда у РФ с Евросоюзом пошли политические разногласия, целенаправленно, на уровне Правительства России, несмотря на рекомендации ЕС, квоты нам увеличили, и сегодня рыбакам на Балтике разрешён вылов 42 тысяч тонн кильки. Россия устанавливает ОДУ независимо от ЕС.

- А успеем освоить этот ОДУ? Флот-то у нас старый.

- Освоим. В этом году путина началась раньше обычного. Приёмка на берегу пойдёт быстрее - появились новые цеха заморозки и хранения. А флот на Балтике действительно большей частью старый, судам - по 30 лет. Ещё недавно практически весь труд на них был ручной, просто адский. Ночью тралили, днём приходили, разгружали 30 тонн рыбы вручную, и опять в море, практически без отдыха.

Самое новое в области и первое за последние тридцать лет судно. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Но в 2013 году стали компенсировать часть затрат на строительство и модернизацию судов, береговой инфраструктуры. Начали переоборудовать флот: установили вакуумные насосы, трюмы сделали наливными. Теперь, приходя на причал, рыбаки жмут кнопку, и рыба течёт из трюмов в контейнеры. На суда ставят более мощные генераторы. Найти средства помогли и санкции. Цены на кильку и салаку стали отражать фактические затраты на вылов и переработку. До этого они были ниже рентабельных - не на что было развиваться, тем более тягаться с поставщиками из ЕС. У них наливные суда десятки лет назад появились. И акватория вылова - 90% Балтики, в любом случае, возвращаются с уловом. А у нас:  вышел - рыбы нет - вернулся пустой.

- С модернизацией флота себестоимость рыбы снижается, а цены?

- В этом году салака и килька подешевели на 10-15%. Себестоимость снизилась, но цены сразу сильно опуститься не могут, потому что надо вкладываться в производство: строить холодильники, цеха заморозки, ставить на суда более мощные двигатели. На старых МРТК они всего в 300 лошадей. Надо вдвое больше. От этого и скорость выше, и рыба из трала уйти не успевает. И отпадает необходимость близнецового лова (когда два одинаковых судна  тянут трал или невод, закрепленный между бортами), который на 30-40% менее эффективен, чем одиночный.

- Мы сейчас переоборудуем старые суда от безысходности. Но, по-хорошему, нужны новые проекты. При СССР специально для Балтики разработали МРТК…

- Эти суда расходуют много топлива, грузоподъёмность - всего 20 тонн. Как их не переоборудуй, это вчерашний день. Но строительство нового судна никакая рыболовецкая компания, например, в Калининградской области, без серьёзной финансовой помощи и не под 15% годовых не потянет: это 300 - 400 млн рублей. Вместо этого покупаются иностранные подержанные суда за 50-60 миллионов. Есть компания, которая строит судно сама: с советских времён остались свои судостроительная база, бригада. Оборудование, металл покупают без посредников.

А проект новых судов для Балтики готов: Минпромторг через Калининградский государственный технический университет разработал его совместно с рыбодобывающими компаниями. Мы тоже давали предложения. Пока неясно, на каких условиях сможем им пользоваться.

Легенда про комара

- Ещё недавно говорили, что профессия рыбака прибрежного лова вымирает, - зарплаты низкие, условия адские. А сейчас?

- Работа в заливе всегда была тяжёлой, в холодной воде, в резиновой одежде. Многие выходили на пенсию инвалидами. Но сейчас условия более цивильные. И последние года четыре в колхозы стала идти молодёжь из КГТУ, мореходок. Да ещё стоит очередь из моряков дальнего плавания, потому что рыбаки в колхозах могут получать сегодня достойную зарплату.

- В советской истории любого рыболовецкого колхоза был человек-легенда, который, как говорили, видел воды насквозь, мог определить, где косяки рыбы. А сейчас такие есть?

- Без легенд рыбаки не могут. Например, когда я только пришёл работать на Балтику, спросил: «Как вы узнаёте, когда салака пойдёт?». Бывалые рыбаки со знанием отвечали: «Иван Иванович, когда зелёный комар появится». И я, опытный человек, ждал этого комара. Он появился, но к началу  путины отношения не имел. Так что в легенды не верю, но заслуженных рыбаков знаю. Допустим, бригадир Владимир Пронько. Его отец работал там же с 1947 года. Знает, как пошить и поставить сети, как по ветру определить, куда пойдёт рыба. Эти знания передаются из поколения в поколение. Но хотелось бы, чтобы и научные исследования проводили. Флот не может искать рыбу по народным приметам. У него каждые сутки стоят денег. Средства науке выделяют, но правильно ли используют эти ресурсы?

Во время путины отдыхать времени почти нет. Фото: Пресс-служба Правительства Калининградской области

- Кто себя комфортно чувствует на Балтике, так это браконьеры. Почему так сложилось?

- Браконьерства в море нет, но процветает в заливах. Они видят, где мы ставим сети на того же угря (по правилам рыболовства, мы должны указать, где ловушки), не имеем права ночью находиться на воде, значит, и охранять. Утром возвращаемся, а ловушки порезаны, рыбы нет.

Законопослушных рыбаков постоянно штрафуют. И не за сверхнарушения, а за то, что неправильно записал, неверно посчитал. А кто пойдёт с проверками к браконьерам?  Их, наверное, боится рыбоохрана. Они бывают вооружены, имеют быстроходные катера. Если вам нужны браконьеры, не надо ловить их в море. Известно, куда они приходят с уловом. Выгружают, везут рыбу. Но их почему-то не ловят.

Борьба с браконьерством зависит от уровня развития общества. Это показатель того, какие мы сегодня: крышуем, покупаем, допускаем. И не только в рыбной отрасли. И пока не выйдем на другой уровень сознания, когда браконьеру будет стыдно лезть в сети рыбака, который всю жизнь честно работает, это безобразие  не пойдёт на убыль.                           

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Когда рвать вербу на Вербное воскресенье и что с ней потом делать?
  2. Когда начнут продавать облигации государственного займа?
  3. Будет ли восстановлен Королевский замок в Калининграде?
  4. Откуда на побережье Балтики появились янтарные камни-гиганты?
  5. Что можно и нельзя делать в родительские субботы?
  6. Какие фильмы будут снимать в Калининграде в 2017 году?
  7. Какие рейсы отменит с 15 марта калининградский аэропорт Храброво?
  8. Почему на штрафстоянке Калининграда продолжают требовать деньги за авто?
  9. Как получить полис ОСАГО в электронном виде?
  10. Почему пенсионерам перестали выдавать удостоверения об их статусе?