Марина Обревко 0 437

О чем молчит море. Истории выживших в катастрофе траулера «Тукан»

Журналист «АиФ-Калининград» встретился с рыбаками, выжившими при крушении судна в Балтийском море в далеком 1967 году.

Макет траулера «Тукан». В 1967 году судно легло на дно Балтийского моря.
Макет траулера «Тукан». В 1967 году судно легло на дно Балтийского моря. © / Станислав Ломакин / АиФ

50 лет назад в проливе Скагеррак, соединяющим Балтийское и Северное моря, во время шторма затонул калининградский рыболовный траулер «Тукан». Эта трагедия стала самой масштабной по количеству жертв за всю историю калининградского флота - в ту ночь погибло 57 человек. Тела десятерых так и не нашли.

Секретный груз?

На центральном кладбище Калининграда похоронено 47 моряков «Тукана». Десять могил тех, кто навечно остался на морском дне, остались пустыми. Среди них и 32-летний капитан Николай Храмцов, который, осознав, что случилось непоправимое, не покинул корабль.

Гибель траулера произошла из-за затопления двух смежных отсеков - рыбомучной установки и рыбного цеха, откуда вода быстро распространилась по другим помещениям. Это всё, что удалось выяснить тогда специальной комиссии. Но ходило множество слухов. Говорили, что судно повредил один из сдвинувшихся с места контейнеров с секретным грузом, который «Тукан» якобы вёз на Кубу. По другой версии, корабль столкнулся с подлодкой. Как бы там ни было, судовые документы погибли вместе с кораблём. Истинную причину гибели «Тукана» хранит море. Но живы участники этих событий.

Архивный снимок. «Тукану» было всего пять лет, но судну не везло с самого начала.
Архивный снимок. «Тукану» было всего пять лет, но судну не везло с самого начала. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

В свой шестой промысловый рейс РТМ «Тукан» вышел 25 февраля 1967 года. А до этого был  плановый ремонт. За 10 дней до завершения работ траулер отправился на ходовые испытания в море. Судно еще двигалось по морскому каналу, когда возникли неполадки. Потребовалось снизить скорость, однако вместо самого малого хода почему-то включился задний, «Тукан» развернуло. Он словно не желал покидать родной порт. Многие тогда посчитали это плохой приметой.

28 февраля, около 2.30, экипаж почувствовал, как сотрясается корпус судна. Вода появилась в туннеле гребного вала. Сигнал SOS в эфир передали лишь в 4 часа 44 минуты. Но было поздно. Ещё через несколько секунд радиостанция «Тукана» замолчала навсегда. Почти всех моряков смыло за борт. Примерно в 4.50 скрылась под водой и носовая часть траулера.

Точка невозврата

Одиннадцать человек, находящихся в воде, смогли забраться в один их трех плотов. В 5.10, после приема сигнала бедствия, плавбаза «Вилис Лацис» развернулась в район аварии. Спустя час приступили к спасению людей. Всего на борт плавбазы подняли 12 моряков.

Павел Порхун.
Павел Порхун. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

«Решение о спасении экипажа приняли слишком поздно», - убеждён бывший матрос РТМ «Тукан» Павел Порхун.

Это был пятый рейс 26-летнего рулевого. На «Тукан» он попал случайно. Его родное судно встало на ремонт. Накануне злополучного рейса, прогуливаясь по городу, Павел встретил капитана «Тукана» Храмцова. Тот и уговорил его отправиться с экипажем.

«Капитан дал команду повернуть к берегу, до него было всего миль десять, - вспоминает моряк, - но спустить спасательные шлюпки не удалось. Меня ударило головой о судно, а ногу зажало между двух шлюп-балок, затем ударом волны смыло с палубы в воду. Когда я очнулся,  вспомнил, что читал: когда судно погружается на дно, образуется воронка, которая тащит всех на глубину. Это меня и спасло: собрав последние силы, поплыл прочь от бушующей бездны. Когда меня подняли на борт «Вилис Лацис», у меня была разбита голова, переломаны все пальцы на руках и содрана кожа на спине».

После выписки из госпиталя Павел Михайлович проходил в море ещё 30 лет, сменив сорок судов.

Валерий Ларченко.
Валерий Ларченко. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

Матросу Валерию Ларченкову в том рейсе  было всего 18.

«Меня разбудили в 2 ночи и велели срочно выйти на верхнюю палубу, - рассказывает он, - пароход уже лежал на боку. Я первым делом заткнул за пояс две банки сгущёнки - молодой был, всё время хотелось сладкого. Да и не осознал в тот момент происходящего, казалось - очередное приключение».

Когда парня смыло в море огромной волной, он заметил на воде доски. Взял две под мышки и поплыл подальше от корабля.

«Вместе с несколькими товарищами вскарабкались на плотик и стали высматривать, не пройдёт ли мимо пароход. И, представьте себе, даже в такой момент - на волоске от смерти - боялись, что это будет иностранное судно: так плотно были забиты идеологические стереотипы в сознание. И тут - о радость! - видим пароход с серпом и молотом на борту. Это был «Вилис Лацис», - вспоминает моряк. - Если «Тукан» направился бы к берегу на несколько часов раньше, судно разбилось бы, но люди остались живы. Но для молодого капитана страх перед нагоняем оказался роковым».

Потеря драгоценного времени - одна из распространённых причин серьёзных последствий аварий.

«Наши траулеры потопить невозможно. Они очень грамотно сконструированы и адаптированы к любым ЧП, - считает Валерий Мезенцев, заместитель президента «Ассоциации морских капитанов». - Более половины всех несчастных случаев на море - человеческий фактор. Море оплошностей не прощает».

Кстати
В Балтийском море ежегодно происходит 120 аварий с судами. Самыми опасными местами на Балтике считаются проливы Дании и некоторые районы вблизи Хельсинки.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Когда рвать вербу на Вербное воскресенье и что с ней потом делать?
  2. Когда начнут продавать облигации государственного займа?
  3. Будет ли восстановлен Королевский замок в Калининграде?
  4. Откуда на побережье Балтики появились янтарные камни-гиганты?
  5. Что можно и нельзя делать в родительские субботы?
  6. Какие фильмы будут снимать в Калининграде в 2017 году?
  7. Какие рейсы отменит с 15 марта калининградский аэропорт Храброво?
  8. Почему на штрафстоянке Калининграда продолжают требовать деньги за авто?
  9. Как получить полис ОСАГО в электронном виде?
  10. Почему пенсионерам перестали выдавать удостоверения об их статусе?